index
Церковь Успения усадьба Демьяново город Клин

Первый Общероссийский Фестиваль-конкурс духовной музыки

имени С. И. Танеева

 
Пусть песнь моя твою печаль врачует...

19 ноября 2006 года в усадьбе Демьяново, по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, прошёл Первый Общероссийский Фестиваль–конкурс духовной музыки имени С. И. Танеева – в ознаменование 150-летия со дня рождения великого русского композитора.

Фестиваль был организован с целью популяризации и приобщения к традиционным духовным ценностям посредством церковной и духовной музыки, а также повышения интереса к духовной музыке и творчеству С.И. Танеева. Подобные мероприятия призваны способствовать духовно-нравственному оздоровлению и воспитанию подрастающего поколения, воспитанию художественно-эстетического вкуса и умения чувствовать прекрасное.

Под сводами воссозданного храма Успения состоялось конкурсное прослушивание участников – хоровых коллективов и ансамблей. Продолжился Фестиваль-конкурс в стенах концертного зала Государственного Дома-музея П.И. Чайковского и был завершён праздничной концертной программой. Выступления участников конкурса оценивало жюри, в состав которого вошли именитые музыканты, дирижеры и специалисты по духовной музыке. Возглавил жюри настоятель Успенского храма протоиерей Олег Денисюк.

Открыл конкурсную программу Президент Фестиваля П. Липатов. Советник Министра культуры В.И. Карасев огласил поздравительный адрес от имени Министра культуры РФ А.С. Соколова.

С.И. Танеев около 30 лет был связан с православным церковным пением, в той или иной мере участвовал в событиях, происходивших в этой области отечественной музыки. Поэтому, особенно приятно было услышать произведения композитора в исполнении таких коллективов, как Академический хор «Ковчег», Детский хор «Благовест» Звенигородской детской музыкальной школы им. С. И. Танеева, Хор студентов Музыкального факультета МПГУ, Мужской вокальный ансамбль «Супертоника», ансамбль «Голос восьми». С замиранием сердца участники и гости Фестиваля слушали клинских исполнителей, включивших в свой репертуар музыку С.И. Танеева – Детский «Образцовый» хор «Мандрагора» под руководством Заслуженного работника культуры РФ Елены Борисовны Уманской и Хор храма Святителя Тихона Патриарха Всероссийского.

Успешно выступили и получили заслуженное признание и такие коллективы как Хор «Вдохновение», Концертный хор девушек «Глория» из Конаково, Детский хор «Веснянка» и ансамбль (с участием юношей) из Москвы, детский хор школы «Интеграция XXI век».

Успешно выступили и получили заслуженное признание и такие коллективы как Хор «Вдохновение», Концертный хор девушек «Глория» из Конаково, Детский хор «Веснянка» и ансамбль (с участием юношей) из Москвы, детский хор школы «Интеграция XXI век».

Со сцены концертного зала Государственного Дома-музея П.И. Чайковского в продолжение конкурсной программы звучали инструментальные и вокальные произведения в исполнении учащихся специального лицея для одаренных детей им. Гнесиных. Символично участие в конкурсе Евгении Ивановой-Дятловой – потомка рода Танеевых.

Участники Фестиваля почерпнули много новой информации благодаря увлекательным экскурсиям по усадьбе Демьяново, организованным силами прихожан Успенского храма, и экскурсиям по Дому-музею П.И. Чайковского.

Каждый коллектив, участвовавший в Фестивале-конкурсе, получил памятный диплом с указанием номинации, в которой он стал лучшим.

В организации Фестиваля–конкурса духовной музыки принимали самое деятельное участие Благотворительный некоммерческий Фонд «АРХИТРИКЛИН», Дом – музей П.И. Чайковского в Клину, и Приход храма Успения в Демьяново.

На празднике присутствовали телеканал «Культура», информационное агентство «Православие.Ру», региональные и местные СМИ.

 

 

Воспринимаю, как милость Божию...

(протоиерей Олег Денисюк, настоятель Успенского храма усадьбы Демьяново)

 

В заголовке нашего конкурса есть такие слова: «первый общероссийский»… Поначалу мне, как непосредственному организатору, это наименование показалось излишне высокопарным, и даже претенциозным. Однако, во время конкурсного прослушивания, я понял, что это не так – высочайшими были и уровень организации этого довольно масштабного мероприятия, и уровень конкурсантов-исполнителей, большинство из которых достигли в своей творческой деятельности немалых профессиональных высот. Об этом говорит и то, что многие участники Фестиваля являются обладателями всевозможных наград и почётных званий.

Интересно, что на стадии подготовки к Фестивалю, мы практически не рекламировали его, но, тем не менее, информация о предстоящем мероприятии каким-то образом распространилась в творческой среде, и к нам стали поступать заявки от коллективов – как профессиональных, так и любительских. Первоначально мы планировали пригласить несколько уже знакомых нам коллективов и клинских исполнителей, а в результате в усадьбе Демьяново собрались участники и гости из различных городов, и фестиваль стал воистину всероссийским!

Наш храм регулярно проводит различные мероприятия – это и благотворительные концерты, и народные гуляния, и паломнические поездки. Особенно много мероприятий устраивается в этом году, ставшим юбилейным для Успенского храма и усадьбы Демьяново. Обычно многое из задуманного мне не удаётся увидеть полностью, так как приходится заниматься различными организационными вопросами. В этот раз у меня впервые появилась возможность смотреть конкурсную программу от начала до конца и наслаждаться духовной музыкой в исполнении замечательных творческих коллективов. Я был приятно поражен тем, что нам удалось сотворить – придумать и воплотить. Ещё больше меня поразила слаженная работа около сотни человек – прихожан храма Успения – и уровень организации Фестиваля. Благодаря этому я мог спокойно сидеть и принимать участие в работе жюри.

Из числа прихожан была подготовлена группа экскурсоводов, за каждым коллективом-участником закрепили сопровождающего, который решал все организационные вопросы, возникающие в течение дня. На хорошем уровне была налажена работа пищеблока для того, чтобы обеспечить завтраком и обедом порядка 400 участников и гостей Фестиваля.

Каждый раз я удивляюсь скрытым возможностям прихода. Человек долгие годы был сильно закрепощен и внутренне, и какими-то своими проблемами, не получал действительной свободы реализации. И если бы не такие мероприятия, люди так и оставались бы в тени, а тут каждый смог проявить многогранность своих талантов. За что им, пользуясь случаем, от всей души в пояс кланяюсь. Мероприятие приходское, я его воспринимаю, как милость Божию. Все ходили с удивлением, просто раскрыв глаза, поражённые тем, как всё было замечательно организовано – настолько всё прошло без запинки. Те, кто знают, насколько сложно провести мероприятие подобного масштаба, просто удивлялись.

Хочу отметить тесное сотрудничество с Домом-музеем П.И. Чайковского, который предоставил зал для выступления участников Фестиваля, оказал методическую помощь и помощь в проведении экскурсий по музею.

Наши мероприятия отличаются тем, что они проходят с самым скромным бюджетом. В этот раз хочется особо поблагодарить директора ООО «Бастион» В.И. Волынца, руководителя рекламного агентства «Стиль» Р.В. Калинкина, торговую базу «Глобус», солнечногорский филиал компании «ПепсиКо» а также наших традиционных помощников – руководителя клинского РАЙПО О.Г. Маллаева, известную клинчанам певицу Ирину Векшину и многих других доброхотных жертвователей и благотворителей.

И ещё раз огромное спасибо за помощь всем прихожанам Успенского храма усадьбы Демьяново.

 

Чистое сердце…

Мне нужно сердце чище злата,

И воля крепкая в труде;

Мне нужен брат, любящий брата,

Нужна Мне правда на суде!

 

Эти слова А.С. Хомякова в полной мере соответствуют благородному и светлому образу Сергея Ивановича Танеева, незаслуженно забытому в последнее время.

 

Сергей Иванович Танеев – русский композитор, пианист, музыкальный ученый, педагог – родился во Владимире 13 (25) ноября 1856 в дворянской семье

В десятилетнем возрасте поступил в только что открывшуюся Московскую консерваторию, которую окончил в 1875 г. по двум специальностям: по фортепиано у Н.Г. Рубинштейна и по композиции у П. И. Чайковского. Он первым в истории Московской консерватории был отмечен высшей наградой - большой золотой медалью. Его имя и сейчас можно видеть на почетной доске возле Малого зала консерватории.

Танеев был любимым учеником Чайковского и его близким другом до конца дней Петра Ильича, нередко исполнителем его сочинений (в том числе и первым исполнителем многих фортепианных произведений своего учителя), а также их редактором и аранжировщиком.

С.И. Танеев был профессором московской консерватории (по кафедре специальной теории композиции), затем некоторое время директором. Сергей Иванович занимался преподавательской деятельностью не только в консерватории, но и с частными учениками. Всю свою жизнь он держал только бесплатных учеников, нарушив это правило лишь однажды, осенью 1905 г. Тогда он согласился на получение денег - с тем, чтобы средства шли на поддержку семейств бастующих рабочих.

Создавший композиторскую школу и воспитавший несколько поколений музыковедов, дирижёров, пианистов (в общей сложности - около двухсот семидесяти), Танеев определил направление музыкально-теоретического образования на много лет вперед. Среди его учеников - С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, Н.К. Метнер, Р.М. Глиэр, К.Н. Игумнов, Г.Э. Конюс, Б.Л. Яворский, А.Т.Гречанинов и многие другие; большинство из них постоянно обращалось за советами к Танееву и после окончания обучения.

После смерти Н.Г.Рубинштейна и П.И.Чайковского Танеев оказался центральной фигурой музыкальной жизни – как педагог, пианист (солист и в особенности великолепный ансамблист), дирижер, ученый и, главное, музыкант огромного кругозора, безупречного вкуса и человек высочайшей нравственной чистоты и ответственности.

Убеждённый последователь классики (в его музыке нашли претворение традиции М.И. Глинки, П.И. Чайковского, а также И.С. Баха, Л. Бетховена), Танеев предвосхитил многие тенденции музыкального искусства XX века. Его творчество отмечено глубиной и благородством замыслов, высокой этичностью и философской направленностью, сдержанностью высказывания, мастерством тематического и полифонического развития.

Композиторское наследие Танеева велико по масштабам и разнообразно по жанрам, в нем представлены и опера, и симфонии, и оригинальная вокальная лирика. Наиболее крупные достижения связаны с хоровыми, кантатными жанрами и камерными ансамблями. В его произведениях особенно ясно ощутим строгий и возвышенный тип «танеевского» мышления, не лишенный при этом ни яркого драматизма, ни целомудренной лирики.

В личности С. И. Танеева удивительным образом сочетались такие понятия как «гений» и «человек», что случается далеко не всегда, а можно сказать, и крайне редко…

 

Hosted by uCoz