Первый Общероссийский Фестиваль-конкурс духовной музыки
имени С. И. Танеева
|
Пусть песнь моя твою печаль врачует... |
19 ноября 2006 года в усадьбе Демьяново, по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, прошёл Первый Общероссийский Фестиваль–конкурс духовной музыки имени С. И. Танеева – в ознаменование 150-летия со дня рождения великого русского композитора.
|
|
Фестиваль был организован с целью популяризации и приобщения к традиционным духовным ценностям посредством церковной и духовной музыки, а также повышения интереса к духовной музыке и творчеству С.И. Танеева. Подобные мероприятия призваны способствовать духовно-нравственному оздоровлению и воспитанию подрастающего поколения, воспитанию художественно-эстетического вкуса и умения чувствовать прекрасное.
|
Под сводами воссозданного храма Успения состоялось конкурсное прослушивание участников – хоровых коллективов и ансамблей. Продолжился Фестиваль-конкурс в стенах концертного зала Государственного Дома-музея П.И. Чайковского и был завершён праздничной концертной программой. Выступления участников конкурса оценивало жюри, в состав которого вошли именитые музыканты, дирижеры и специалисты по духовной музыке. Возглавил жюри настоятель Успенского храма протоиерей Олег Денисюк.
|
|
Открыл конкурсную программу Президент Фестиваля П. Липатов. Советник Министра культуры В.И. Карасев огласил поздравительный адрес от имени Министра культуры РФ А.С. Соколова.
|
С.И. Танеев около 30 лет был связан с православным церковным пением, в той или иной мере участвовал в событиях, происходивших в этой области отечественной музыки. Поэтому, особенно приятно было услышать произведения композитора в исполнении таких коллективов, как Академический хор «Ковчег», Детский хор «Благовест» Звенигородской детской музыкальной школы им. С. И. Танеева, Хор студентов Музыкального факультета МПГУ, Мужской вокальный ансамбль «Супертоника», ансамбль «Голос восьми». С замиранием сердца участники и гости Фестиваля слушали клинских исполнителей, включивших в свой репертуар музыку С.И. Танеева – Детский «Образцовый» хор «Мандрагора» под руководством Заслуженного работника культуры РФ Елены Борисовны Уманской и Хор храма Святителя Тихона Патриарха Всероссийского.
|
|
Успешно выступили и получили заслуженное признание и такие коллективы как Хор «Вдохновение», Концертный хор девушек «Глория» из Конаково, Детский хор «Веснянка» и ансамбль (с участием юношей) из Москвы, детский хор школы «Интеграция XXI век».
|
|
Успешно выступили и получили заслуженное признание и такие коллективы как Хор «Вдохновение», Концертный хор девушек «Глория» из Конаково, Детский хор «Веснянка» и ансамбль (с участием юношей) из Москвы, детский хор школы «Интеграция XXI век».
Со сцены концертного зала Государственного Дома-музея П.И. Чайковского в продолжение конкурсной программы звучали инструментальные и вокальные произведения в исполнении учащихся специального лицея для одаренных детей им. Гнесиных. Символично участие в конкурсе Евгении Ивановой-Дятловой – потомка рода Танеевых.
Участники Фестиваля почерпнули много новой информации благодаря увлекательным экскурсиям по усадьбе Демьяново, организованным силами прихожан Успенского храма, и экскурсиям по Дому-музею П.И. Чайковского.
Каждый коллектив, участвовавший в Фестивале-конкурсе, получил памятный диплом с указанием номинации, в которой он стал лучшим.
В организации Фестиваля–конкурса духовной музыки принимали самое деятельное участие Благотворительный некоммерческий Фонд «АРХИТРИКЛИН», Дом – музей П.И. Чайковского в Клину, и Приход храма Успения в Демьяново.
|
На празднике присутствовали телеканал «Культура», информационное агентство «Православие.Ру», региональные и местные СМИ.
|
|
Воспринимаю, как милость Божию...
(протоиерей Олег Денисюк, настоятель Успенского храма усадьбы Демьяново) |
В заголовке нашего конкурса есть такие слова: «первый общероссийский»… Поначалу мне, как непосредственному организатору, это наименование показалось излишне высокопарным, и даже претенциозным. Однако, во время конкурсного прослушивания, я понял, что это не так – высочайшими были и уровень организации этого довольно масштабного мероприятия, и уровень конкурсантов-исполнителей, большинство из которых достигли в своей творческой деятельности немалых профессиональных высот. Об этом говорит и то, что многие участники Фестиваля являются обладателями всевозможных наград и почётных званий.
|
|
Интересно, что на стадии подготовки к Фестивалю, мы практически не рекламировали его, но, тем не менее, информация о предстоящем мероприятии каким-то образом распространилась в творческой среде, и к нам стали поступать заявки от коллективов – как профессиональных, так и любительских. Первоначально мы планировали пригласить несколько уже знакомых нам коллективов и клинских исполнителей, а в результате в усадьбе Демьяново собрались участники и гости из различных городов, и фестиваль стал воистину всероссийским!
Наш храм регулярно проводит различные мероприятия – это и благотворительные концерты, и народные гуляния, и паломнические поездки. Особенно много мероприятий устраивается в этом году, ставшим юбилейным для Успенского храма и усадьбы Демьяново. Обычно многое из задуманного мне не удаётся увидеть полностью, так как приходится заниматься различными организационными вопросами. В этот раз у меня впервые появилась возможность смотреть конкурсную программу от начала до конца и наслаждаться духовной музыкой в исполнении замечательных творческих коллективов. Я был приятно поражен тем, что нам удалось сотворить – придумать и воплотить. Ещё больше меня поразила слаженная работа около сотни человек – прихожан храма Успения – и уровень организации Фестиваля. Благодаря этому я мог спокойно сидеть и принимать участие в работе жюри.
Из числа прихожан была подготовлена группа экскурсоводов, за каждым коллективом-участником закрепили сопровождающего, который решал все организационные вопросы, возникающие в течение дня. На хорошем уровне была налажена работа пищеблока для того, чтобы обеспечить завтраком и обедом порядка 400 участников и гостей Фестиваля.
Каждый раз я удивляюсь скрытым возможностям прихода. Человек долгие годы был сильно закрепощен и внутренне, и какими-то своими проблемами, не получал действительной свободы реализации. И если бы не такие мероприятия, люди так и оставались бы в тени, а тут каждый смог проявить многогранность своих талантов. За что им, пользуясь случаем, от всей души в пояс кланяюсь. Мероприятие приходское, я его воспринимаю, как милость Божию. Все ходили с удивлением, просто раскрыв глаза, поражённые тем, как всё было замечательно организовано – настолько всё прошло без запинки. Те, кто знают, насколько сложно провести мероприятие подобного масштаба, просто удивлялись.
Хочу отметить тесное сотрудничество с Домом-музеем П.И. Чайковского, который предоставил зал для выступления участников Фестиваля, оказал методическую помощь и помощь в проведении экскурсий по музею.
Наши мероприятия отличаются тем, что они проходят с самым скромным бюджетом. В этот раз хочется особо поблагодарить директора ООО «Бастион» В.И. Волынца, руководителя рекламного агентства «Стиль» Р.В. Калинкина, торговую базу «Глобус», солнечногорский филиал компании «ПепсиКо» а также наших традиционных помощников – руководителя клинского РАЙПО О.Г. Маллаева, известную клинчанам певицу Ирину Векшину и многих других доброхотных жертвователей и благотворителей.
И ещё раз огромное спасибо за помощь всем прихожанам Успенского храма усадьбы Демьяново.
|
Чистое сердце… |
|
Мне нужно сердце чище злата,
И воля крепкая в труде;
Мне нужен брат, любящий брата,
Нужна Мне правда на суде! |
Эти слова А.С. Хомякова в полной мере соответствуют благородному и светлому образу Сергея Ивановича Танеева, незаслуженно забытому в последнее время.
|
Сергей Иванович Танеев – русский композитор, пианист, музыкальный ученый, педагог – родился во Владимире 13 (25) ноября 1856 в дворянской семье
В десятилетнем возрасте поступил в только что открывшуюся Московскую консерваторию, которую окончил в 1875 г. по двум специальностям: по фортепиано у Н.Г. Рубинштейна и по композиции у П. И. Чайковского. Он первым в истории Московской консерватории был отмечен высшей наградой - большой золотой медалью. Его имя и сейчас можно видеть на почетной доске возле Малого зала консерватории.
Танеев был любимым учеником Чайковского и его близким другом до конца дней Петра Ильича, нередко исполнителем его сочинений (в том числе и первым исполнителем многих фортепианных произведений своего учителя), а также их редактором и аранжировщиком.
С.И. Танеев был профессором московской консерватории (по кафедре специальной теории композиции), затем некоторое время директором. Сергей Иванович занимался преподавательской деятельностью не только в консерватории, но и с частными учениками. Всю свою жизнь он держал только бесплатных учеников, нарушив это правило лишь однажды, осенью 1905 г. Тогда он согласился на получение денег - с тем, чтобы средства шли на поддержку семейств бастующих рабочих.
Создавший композиторскую школу и воспитавший несколько поколений музыковедов, дирижёров, пианистов (в общей сложности - около двухсот семидесяти), Танеев определил направление музыкально-теоретического образования на много лет вперед. Среди его учеников - С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, Н.К. Метнер, Р.М. Глиэр, К.Н. Игумнов, Г.Э. Конюс, Б.Л. Яворский, А.Т.Гречанинов и многие другие; большинство из них постоянно обращалось за советами к Танееву и после окончания обучения.
После смерти Н.Г.Рубинштейна и П.И.Чайковского Танеев оказался центральной фигурой музыкальной жизни – как педагог, пианист (солист и в особенности великолепный ансамблист), дирижер, ученый и, главное, музыкант огромного кругозора, безупречного вкуса и человек высочайшей нравственной чистоты и ответственности.
Убеждённый последователь классики (в его музыке нашли претворение традиции М.И. Глинки, П.И. Чайковского, а также И.С. Баха, Л. Бетховена), Танеев предвосхитил многие тенденции музыкального искусства XX века. Его творчество отмечено глубиной и благородством замыслов, высокой этичностью и философской направленностью, сдержанностью высказывания, мастерством тематического и полифонического развития.
Композиторское наследие Танеева велико по масштабам и разнообразно по жанрам, в нем представлены и опера, и симфонии, и оригинальная вокальная лирика. Наиболее крупные достижения связаны с хоровыми, кантатными жанрами и камерными ансамблями. В его произведениях особенно ясно ощутим строгий и возвышенный тип «танеевского» мышления, не лишенный при этом ни яркого драматизма, ни целомудренной лирики.
В личности С. И. Танеева удивительным образом сочетались такие понятия как «гений» и «человек», что случается далеко не всегда, а можно сказать, и крайне редко…
|
|